РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ
ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
28 октября - 2 ноября 2025
Положение Конкурса
Цели и задачи конкурса:

– возрождение и сохранение лучших традиций русского академического пения;
– пропаганда и популяризация русской классической и современной вокальной музыки;
– выявление и поддержка талантливой творческой молодежи России;
– обмен исполнительским, репертуарным и педагогическим опытом;
– совершенствование методов профессионального обучения;
– обеспечение преемственности поколений мастеров вокального искусства


1. Участники конкурса:

1.1. Конкурс проводится по одной номинации – «сольное академическое пение»

1.2. Конкурсанты принимают участие в 3-х г р у п п а х :

1 г р у п п а – выпускники музыкальных училищ и студенты музыкальных вузов
2 г р у п п а – певцы-профессионалы
3 г р у п п а – педагоги-вокалисты

Конкурсанты всех трех групп оцениваются отдельно в каждой категории;
возрастной ценз конкурсантов 2 и 3 групп — до 45 лет включительно.

1.3. Заявки на участие в конкурсе принимаются через сервис Яндекс.Формы до 10 октября 2025 года.

ЗАПОЛНИТЬ ЗАЯВКУ

Для участия в конкурсе кандидатам необходимо предоставить в Оргкомитета следующие документы (сканированные):

а) заверенное печатью учебного заведения направление, включающее краткую характеристику – рекомендацию с указанием курса и формы обучения участника (1группа);
б) справку с места работы (2-3 группы)
в) заполненную заявку прилагаемой формы (1-3 группы)
г) цветную п о р т р е т н у ю фотографию хорошего качества (в высоком разрешении)

Документы, предоставленные не в полном объеме или с опозданием, не рассматриваются.
Все лица, допущенные к участию в конкурсе, получают официальное приглашение.


2. Порядок проведения конкурса:
2.1. Конкурсные прослушивания проводятся публично и состоят из 2-х туров для всех трех групп (1- отборочный, 2- финальный).

2.2. Порядок выступлений устанавливается жеребьевкой и сохраняется до конца конкурса. Участникам конкурса будет предоставлена возможность акустических репетиций по окончании жеребьевки.

2.3. Произведения конкурсной программы исполняются наизусть и в тональности оригинала. Каждое произведение исполняется только в одном туре. Замена произведений во время конкурса возможно только по заявлению участника и согласованию с жюри конкурса. Последовательность исполнения произведений – по желанию участника.

2.4. Выступления участников будут оцениваться по 10-бальной системе.

2.5. Ко второму туру будет допущено не более 50 % участников первого тура. Заболевшим участникам дополнительные дни для прослушивания не предоставляются. В случае необходимости по предварительной заявке конкурсанта Оргкомитет может предоставить дежурного концертмейстера.

2.6. Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.

2.7. Оргкомитет оставляет за собой право на трансляцию конкурсных прослушиваний и заключительного концерта конкурса по ТВ и радио, запись их на аудио и видеокассеты, и их распространение. Заключительный концерт лауреатов конкурса и награждение победителей состоятся в Концертном зале РАМ им. Гнесиных.


3. Финансовые условия:
3.1. Участники конкурса всех трех групп без организационного взноса.

3.2. Оплату расходов, связанных с пребыванием участников, педагогов и сопровождающих (проезд, проживание, суточные расходы) производят рекомендующие организации, спонсоры, различные фонды, общества или сами конкурсанты.

3.3. Подписание заявки на участие в конкурсе означает согласие со всеми условиями конкурса.


4. Награждение победителей:
4.1. Победители в каждой группе награждаются дипломами лауреатов и дипломантов конкурса, а также денежными премиями и подарками.

4.2. Участники конкурса, допущенные ко 2-му туру и не удостоенные наград, получают грамоты.

4.3. Государственные, общественные организации, творческие союзы, средства массовой информации, учреждения и фирмы, а также частные лица по согласованию с Оргкомитетом и жюри конкурса могут учреждать специальные призы.

4.4. В зависимости от достигнутых конкурсантами результатов жюри оставляет за собой право: а) присуждать Гран-При;
б) присуждать 1-2-3 премии в каждой номинации (1-3 группы);
в) присуждать не все призовые места;
г) делить призовые места между победителями конкурса (кроме Гран-При);
д) перераспределять премии в пределах общего премиального фонда.

4.5. По решению жюри лучшие концертмейстеры конкурса будут награждены Дипломом «Лучший концертмейстер».

4.6. Педагогам, подготовившим лауреатов и дипломантов конкурса, будут вручаться «Благодарственные письма» (по требованию).

5. Призовой фонд конкурса — 450 000 рублей.

Премии и награды:

Гран-При и звание лауреата
1 премия и звание лауреата (в каждой из 1-3 групп)
2 премия и звание лауреата (в каждой из 1-3 групп)
3 премия и звание лауреата (в каждой из 1-3 групп)

Специальные призы:
- от Российской академии музыки имени Гнесиных;
- от Государственного театра опера и балета им.И.М.Яушева;
- от Галереи искусств Михаила Сатарова;
- от Международного благотворительного фонда.

Специальные награды:
- за лучшее исполнение сочинения из репертуара Н. Д. Шпиллер;
- за лучшее исполнение сочинения из репертуара И. К. Архиповой (к 100-
летию со дня рождения);
- за лучшее исполнение сочинения П. И. Чайковского (к 185-летию со дня
рождения);
- за лучшее исполнение сочинения русского композитора ХХ-ХХI века;
- за лучшее исполнение народной песни.
Программа конкурса

1 ГРУППА

студенты вузов и выпускники музыкальных училищ


I Тур


– Ария русского композитора XVIII – ХIХ веков
А.Аренский, Б.Асафьев, А.Бородин, Д.Бортнянский, А.Верстовский, М.Глинка, А.Гречанинов, С.Давыдов, А.Даргомыжский, К.Кавос, Ц.Кюи, М.Мусоргский, В.Пашкевич, Н.Римский-Корсаков, А.Рубинштейн, А.Серов, М.Соколовский, С.Танеев, Б.Фитингоф-Шель, Е.Фомин П.Чайковский и др.

– Романс композиторов «серебряного века»
С.И.Танеева, М.М.Ипполитова-Иванова, А.С.Аренского, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера, С.С.Прокофьева

II Тур


– Ария русского композитора ХХ – начала ХХI века
В.Агафонников, С.Баневич, Г.Банщиков, Ю.Буцко, М.Вайнберг, А.Виноградова, К.Волков, Р.Глиэр, В.Дашкевич, Л.Десятников, А.Журбин, Д.Кабалевский, В.Кобекин, М.Красев, Ж.Кузнецова, К.Молчанов, А.Николаев, А.Петров, Е.Подгайц, С.Прокофьев, С.Рахманинов, С.Слонимский, А.Спадавеккиа, И.Стравинский, М.Таривердиев, А.Флярковский, Т.Хренников, А.Чайковский, О.Чишко, В.Шебалин, Д.Шостакович, Р.Щедрин и др.

– Романс П.И. Чайковского
– Русская народная песня



2 ГРУППА

певцы-профессионалы



I Тур


– Ария русского композитора
– Романс или песня композитора ХIХ – начала ХХI века
А.Аренский, М.Балакирев, Ю.Блейхман, С.Василенко, В.Гаврилин, А.Глазунов, Р.Глиэр, М.Гнесин, К.Данкевич, Д.Кабалевский, В.Казенин, В.Кикта, А.Ларин, З.Левина, М.Минков, К.Молчанов, М.Мусоргский, Е.Подгайц, В.Салманов, Г.Свиридов, С.Слонимский, М.Таривердиев, Б.Тищенко, А.Ходош, Т.Хренников, П.Чайковский и др.





II Тур


– Ария русского композитора ХХ – начала ХХI века
В.Агафонников, С.Баневич, Г.Банщиков, Ю.Буцко, М.Вайнберг, А.Виноградова, К.Волков, Р.Глиэр, В.Дашкевич, Л.Десятников, А.Журбин, Д.Кабалевский, В.Кобекин, М.Красев, Ж.Кузнецова, К.Молчанов, А.Николаев, А.Петров, Е.Подгайц, С.Прокофьев, С.Рахманинов, С.Слонимский, А.Спадавеккиа, И.Стравинский, М.Таривердиев, А.Флярковский, Т.Хренников, А.Чайковский, В.Шебалин, Д.Шостакович, Р.Щедрин и др.

– Романс П.И. Чайковского
– Русская народная песня



3 ГРУППА

педагоги-вокалисты



I Тур


– Ария русского композитора
– Романс или песня композитора ХIХ – начала ХХI века
А.Аренский, М.Балакирев, Ю.Блейхман, С.Василенко, В.Гаврилин, А.Глазунов, Р.Глиэр, М.Гнесин, К.Данкевич, Д.Кабалевский, В.Казенин, В.Кикта, А.Ларин, З.Левина, М.Минков, К.Молчанов, М.Мусоргский, Е.Подгайц, В.Салманов, Г.Свиридов, С.Слонимский, М.Таривердиев, Б.Тищенко, А.Ходош, Т.Хренников, П.Чайковский и др.





II Тур


– Произведение русского композитора ХХ-ХХI века из оперы или оперетты
Н.Богословский, А.Долуханян, А.Журбин, Д.Кабалевский, Б.Мокроусов, К.Молчанов, Т.Хренников, Д.Шостакович, И.Дунаевский, В.Левашев, Ю.Милютин, А.Новиков, Е.Птичкин, Г.Свиридов, В.Соловьев-Седой, О.Фельцман, А.Флярковский, А.Эшпай и др.

– Романс П.И. Чайковского
– Русская народная песня


Репертуар
Наталии Шпиллер
Александров "Бэла" (Бэла)
Аренский "Наль и Дамаянти" (Наль)
Глинка "Иван Сусанин" (Антонида)
Глинка "Руслан и Людмила" (Людмила)
Направник "Дубровский" (Маша)
Палиашвили "Абесалом и Этери" (Этери)
Р-Корсаков "Ночь перед рождеством" (Оксана)
Р-Корсаков "Псковитянка" (Ольга)
Р-Корсаков "Царская невеста" (Марфа)
Р-Корсаков "Сказка о царе Салтане" (Царевна Лебедь)
Р-Корсаков "Садко" (Волхова)
Рубинштейн "Демон" (Тамара)
Чайковский "Евгений Онегин" (Татьяна)
Чайковский "Иоланта" (Иоланта)
Чайковский "Опричник" (Наташа)
Чайковский "Чародейка" (Кума)
Бизе "Кармен" (Микаэла)
Вагнер "Валькирия" (Зиглинда)
Верди "Отелло" (Дездемона)
Гуно "Фауст" (Маргарита)
Леонкавалло "Паяцы" (Недда)
Моцарт "Свадьба Фигаро" (Графиня)
Пуччини "Чио-Чио-сан" (Мадам Баттерфляй)
Оперный репертуар
Александров Ан.
Василенко С.
Глазунов А.
Глинка М.
Глиэр Р.
Гурилев А.
Ипполитов-Иванов М.
Кюи Ц.
Левина З.
Мусоргский М.
Мясковский Н.
Прокофьев С.
Раков Н.
Рахманинов С.
Римский-Корсаков Н.
Хачатурян А.
Чайковский П.
Шапорин Ю.
Шебалин В.
Бах И.-С.
Бетховен Л.
Брамс
Верди Дж.
Вольф
Гендель Г.
Григ Э.
Дворжак А.
Дебюсси К.
Доницетти Г.
Дюпарк А.
Йирак К.
Лист Ф.
Мейербер Дж.
Монюшко С.
Моцарт В.
Сен-Санс К.
Сметана Б.
Форе Г.
Шоссон А.
Шуберт
Шуман
Композиторы камерного репертуара